Маленький шаг к мечте. Как не ошибиться с выбором профессии

Маленький шаг к мечте. Как не ошибиться с выбором профессии

3 Августа 2017
Маленький шаг, сделанный вовремя, может сэкономить несколько лет жизни и осчастливить как минимум одного человека. Речь о выборе профессии. Много ли людей задумывается о своем призвании до выпускных классов в школе? Сколько в итоге идут учиться не тому и не туда, просто из-за того, что рядом не оказалось человека, способного аккуратно подсказать и направить? И сколько в итоге работают не по специальности или переучиваются? А некоторые ведь теряют шанс реализовать свой талант навсегда…

Чтобы такое происходило реже,
мы пообщались с директором по развитию Молодежного центра профориентации «Мой выбор», руководителем программ этого центра Ириной Валентиновной Муравлевой и выяснили, в каком возрасте лучше всего готовиться к выбору профессии, почему команда «Моего Выбора» считает себя лучшими, в чем их особенность и почему детям в этом центре не хотят показывать офис Газпрома.


– Как давно работает МПЦ «Мой Выбор»? Чья это была инициатива?

– МПЦ был открыт в 2015 году в Одинцово. Инициатива создания проекта принадлежит Валентине Александровне Степановой. На собственном примере и примере предпринимателей, она видела, что выбор профессии – это основа будущей жизни. Помогать людям и видеть, как у них загораются глаза, как они в последствии достигают профессионального успеха – дорогого стоит.
В основе МПЦ «Мой выбор» лежит моя личная история. Когда я спросила своего внука, окончившего 8й класс, кем он хочет быть, то поняла, что у него нет понимания, кем он хочет стать и что ему нравится. А еще - таких как он множество. Эта невеселая ситуация и подтолкнула меня к созданию центра, занимающегося оказанием помощи в карьерном выборе. Детей нужно обязательно знакомить с профессиями, показывать на деле, мало просто говорить».

Валентина Александровна Степанова – учредитель МПЦ «Мой Выбор»
В Московской области нет ни одного центра, который бы занимался профессиональной ориентацией, комплексной и в том объеме, в котором занимаемся мы. И чем дальше, тем больше мы понимаем, что помощь в выборе профессии и тренинги в этом направлении востребованы. Вся наша команда ориентирована на развитие, внедрение нового, потому что время не стоит на месте и за ним нужно успевать.


– Ирина Валентиновна, «Мой Выбор» для Вас уже не первый опыт в организации дополнительного образования и профориентации детей и подростков. Что из вашего опыта помогает в нынешней работе?

– Я теперь понимаю, что весь мой профессиональный путь вел меня к работе с детьми. Ранее я занимала различные должности в области управления, развития персонала и подготовки молодежи. Много ездила по стране в качестве эксперта, была на многих предприятиях, в том числе и в ближнем зарубежье, решала множество задач и сталкивалась с разными проблемами в этой сфере. Была руководителем проекта по внедрению различных программ наставничества, подготовки и переподготовки, которые реализовывались силами предприятий с участием образовательных учреждений. Особенно запомнилось одно из промышленных предприятий во Владимире, где процесс профориентации для школьников реализовали в формате экскурсий. И проводил их лично генеральный директор предприятия.

Есть опыт ведения интересного проекта, начатого мной 8 лет назад в Одинцовском районе – «Формула роста». Для проекта были разработаны комплексные методики развития детей и подростков, например, «Успешный школьник», которая помогала детям эффективно решать проблемы в школе и, как следствие, повысить успеваемость и мотивацию к учебе. Отдельно могу выделить интерактивную программу школьных каникул, включавшую четыре компонента: отдых, развитие, труд, спорт. С успехом проводились интересные тренинги по развитию коммуникативных навыков. Все лучшее из «Формулы роста» мы, естественно, взяли в «Мой Выбор».

В последние годы я работала начальником отдела дополнительного профессионального образования сначала в ОГУ, потом в филиале МГИМО. И именно этот опыт показал, что важно работать со школьниками по программам развития надпрофессиональных навыков и в новом формате знакомить их с будущими профессиями. Поэтому я решила, что можно и нужно давать больший социальный эффект для большего круга детей.


– Можете назвать 3 основные достижения МПЦ «Мой Выбор»?

– Во-первых, мы провели массовые тренинги по профориентации в двух школах для учащихся 8-9 классов, реализовали интересные программы развития для школьников в своем центре и несколько каникулярных летних программ в формате городских лагерей.

Во-вторых, нашу работу оценили на уровне Одинцовского района, и мы получили 3 благодарственных письма.

А в-третьих, в Московском регионе и даже в Казахстане заинтересовались нашим опытом и вышли с предложением партнерства, чтобы открыть филиалы нашего центра в своем городе.


- В чем «соль» вашего проекта? Почему родители идут за помощью именно в «Мой Выбор»?

- Думаю, главная причина заключается в том, что мы практико-ориентированная организация: не мучаем детей одной лишь теорией, а напротив, даем попробовать всё на деле. Профориентация, которой занимаются в школе, нам это известно в том числе, по отзывам ребят, не дает полного понимания выбора профессии, мы же предлагаем программу гораздо шире: поискать себя, пощупать разные варианты, испытать свои силы, посетить реальные рабочие места. Очень важно, чтобы ребенок сделал выбор сам, без навязывания взрослых и педагогов. В таком случае он будет прежде всего к себе предъявлять требования, зная, что это только его выбор и прилагать больше усилий для своего продвижения.

Общее правило центра «Мой Выбор»: помогать ребенку сделать выбор, не навязывая. Это очень важно.

Также, немаловажен тот факт, что у нас уже установлен тесный контакт с организациями района, куда мы можем отвести детей и показать некоторые профессии изнутри.


– Охотно ли руководители предприятий и организаций идут на контакт?

– Вы знаете, очень охотно! Ребят очень ждут на предприятиях Одинцовского района. Мы уже провели несколько интерактивных экскурсий и будем проводить еще. Это всегда очень интересно и полезно. Руководители, к которым мы приходим с экскурсией, переживают иногда даже больше ребят, готовят доклады и с вниманием не только рассказывают о тонкостях своего дела, но, самое главное, показывают рабочие места, технологический и управленческий процесс и предоставляют возможность включиться в выполнение некоторых функций.
Хорошая практика – это большое количество положительных примеров со стороны взрослых.
Основной формат взаимодействия, конечно, диалоговый. Ребята не просто слушают лекцию, а принимают активное участие в интерактивном знакомстве с профессиями: трогаем руками, включаем, работаем за пультом, задаем вопросы и отгадываем загадки. На телеканале «Одинцово» («ОТВ») было интересно, когда ребятам дали задание срочно подготовить студию к эфиру для съемок телепередачи. Дети обсуждали, переставляли стол, вешали плакаты, в общем, занимались внешним оформлением. Затем выставляли свет, расставляли камеры, обсуждали как лучше, с вниманием относясь к советам съемочной группы, то есть экскурсия прошла с полным вовлечением.


– А есть организации, куда очень хотелось бы попасть, но пока не получается?

– В целом, есть большая мечта, вступить в партнерство с крупными предприятиями Московской области и Москвы, чтобы они включились в наш формат интерактивной экскурсии. Это позволит ребятам попробовать себя в разных профессиях на разных рабочих местах, чтобы каждый мог увидеть, как устроена работа в той или иной профессии.

В Одинцовском районе хотелось бы попасть на «Одинцовскую Кондитерскую фабрику», производящую конфеты под известным брендом «Коркунов», но, к сожалению, они проводят общепознавательные платные мероприятия в собственном экскурсионном формате. У нас же немного другая задача: ознакомить с рабочими местами, профессиями, которые востребованы на предприятии.

Еще хотелось бы посетить кондитерскую фабрику «Большевик» в Москве, Московский вертолётный завод имени М.Л. Миля в Томилино, завод по переработке пластмасс в Солнечногорске, а также научные предприятия и институты, занимающиеся робототехникой, космической и авиационной промышленностью. Но абсолютно не хотелось бы везти в офис Газпрома, уникальных профессий там особо нет, а вот на их производственные предприятия – с удовольствием.


новости, Одинцовский район, Одинцово, Московский вертолётный завод имени М.Л. Миля в Томилино

– К слову, работу подросткам ваши партнеры не предлагают? Ведь с 1 июля можно заключать трудовые договоры уже с 14 лет. Как оцениваете спрос с обеих сторон: подростков и работодателей?

– Думаю, что ребятам было бы интересно попробовать. Хотя, это спорный вопрос, в интернете идет полемика. В Советском Союзе одно время была практика, когда все студенты должны были работать. В этом есть логика и дальновидный расчет. Сейчас работодатель предпочитает брать на работу молодежь с опытом работы.
Вполне ожидаемый вопрос – насколько готовы работодатели обеспечить работой наших подростков? Это решается не за один день. К этому надо осознанно готовить деловую среду. Важно дать такую работу, чтобы не отбить интерес у ребят, грамотно сочетать разовые задания и погружение в профессию.

Не стоит забывать, что работа ни в коем случае не должна мешать образованию. Хочу привести пример интересной мотивации на обучение. На Урале есть небольшой городок, со своей достопримечательностью – горнолыжным подъемником. Один активный пенсионер самостоятельно восстановил и открыл его для всех, сделав пропуском ученический дневник. Учишься на 4-5 – проходишь бесплатно, остальные – платят. Дедовский способ, но успеваемость возросла. Так что возвращаясь к нашей теме, пришел на подработку – покажи дневник!

Хорошая практика – это большое количество положительных примеров со стороны взрослых. Детский адреналин нужно и можно правильно использовать.


– Что посоветуете родителям, которые хотят направить ребенка и помочь ему выбрать профессию по душе и на всю жизнь?

– Прежде всего, необходимо в течение периода взросления искать в ребенке то, к чему лежит его душа и к чему у него есть способности. Бывает, что ребенку не нравится ни одно, ни другое, но зачастую в этом виноваты родители, которые хотят реализовать в ребенке то, чего не смогли достичь сами и отдают его в кружки, которые находятся именно на этом пути. Но, как показывает печальный опыт, это дорога в никуда.
Общее правило центра «Мой Выбор»: помогать ребенку сделать выбор, не навязывая.
Чуткий родитель может сам помочь своему ребенку, но нюанс в том, что родители, бабушки и дедушки руководствуются своими нереализованными мечтами и желаниями, сложившимися в семье традициями, взглядами и чаще всего «знают», кем «лучше» стать ребенку. Профессиональные психологи, преподаватели, тренеры, которые работают у нас в центре, напротив, могут наиболее объективно оценить способности ребенка и подсказать варианты выбора, который он в итоге должен будет сделать сам!

В моей практике есть трогательная и поучительная история о девочке, которой очень нравилось танцевать, но родители сказали, что зарабатывать на жизнь этим невозможно и она пошла учиться в выбранный ими «правильный» ВУЗ. После получения диплома она сказала, что выполнила их просьбу и поступила учиться в другой ВУЗ на педагога-хореографа. Теперь она счастлива, что может передавать свои знания другому поколению. Она очень талантливый педагог. Представляете, если бы она стала инженером или врачом, который мечтал бы совсем о другом?


– Кстати, вопрос как к доктору. Когда лучше обращаться, чтобы не стало поздно?

– Желательно приходить с 7-8-го класса. Примерно с 12 лет на наших интерактивных программах, тренингах, летних каникулярных программах ребята в приятной диалоговой форме ищут себя, устанавливают контакты и получают навыки, которые им пригодятся в учебе и в будущей профессии. Если приходишь в этом возрасте, то есть достаточно времени сориентироваться, подумать, и даже пересмотреть свои интересы. Тренинги и индивидуальные консультации позволят не ошибиться в выборе будущего.


новости, Одинцовский район, Одинцово, Мой выбор, профориентация

– И в завершение беседы. Какие ближайшие планы у центра «Мой Выбор»?

В августе планируем отвезти детей в Барвиху, где им расскажут про ландшафтный дизайн. Ребята познакомятся с основными специальностями и попробуют сделать что-то сами. Еще планируем экскурсию в сеть аптек, там ребята попробуют себя в роли клиента и фармацевта, узнают, как общаться с покупателями, что делать для привлечения клиентов, как раскладывать товар. Также есть намерение посетить рекламно-производственную компанию.

Что касается летних программ в формате городского лагеря, то в августе проведем «Эмоционариум» и «Тайны открытий». Программа «Тайны открытий» будет идти по циклу интересных книжек «Пираты Кошачьего моря: На абордаж!». Ребята узнают много нового про моря, горы, выучат некоторые термины из области мореходства. Будут погружены в традиции дальних стран, например, Бразилии: бразильский карнавал, бразильский кофе, футбольная команда, культура, особенности, география и т.д. И конечно же пройдут приключенческий квест «На абордаж».

В конце августа планируем провести трехдневную насыщенную подготовку к школе, не предметную, а для наработки необходимых навыков. Будем тренировать память и внимание, учить эффективно воспринимать большой объем информации, правильно излагать мысли и презентовать свои идеи. Тренинг направлен на развитие навыков, необходимых каждому школьнику и поможет, не раскачиваясь долго после летних каникул, подготовиться к учебе и прийти в школу во всеоружии.

Количество показов: 106


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)